«Орудия»: как пережить алкоголизм, скулшутинг и утрату близкого

В мировом прокате стартовал, возможно, самый неожиданный хит этого сезона — «Орудия» Зака Креггера. При бюджете в 38 миллионов долларов картина смогла заработать более 80 миллионов в первые выходные, обойдя сиквел «Чумовой пятницы» и приведя в залы толпы людей, далёких от мира экспериментальных фильмов ужасов. 

О том, что так заинтересовало зрителей в «Орудиях» Зака Креггера и почему это новое слово в мире хорроров рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Осторожно! В рецензии присутствуют спойлеры!

Сюжет 

Город Мэйбрук, среда, 2:17 ночи. Семнадцать детей из одного класса проснулись и сбежали из своих домов. Больше их никто не видел. Исчезли все, кроме одного мальчика — жертвы буллинга — по имени Алекс. Полиция оказалась бессильна и исчезновение детей быстро превратилось в городскую легенду, которую зрителям в кинозале рассказывает загадочный детский голос. 

Убитые горем родители винят во всём классную руководительницу Джастин, что привело к её отстранению от преподавательской деятельности. Девушка испытывает на себе ненависть целого города, отчего обостряется её алкоголизм. Чем глубже публика исследует жизнь Джастин после инцидента, тем больше узнаёт как о причинах исчезновения детей, так и о всевозможных страхах маленького городка Мэйбрук. 

«Магнолия» из мира хорроров

В различных интервью режиссёр и сценарист Зак Креггер говорил, что вдохновлялся «Магнолией» Пола Томаса Андерсона во время написания «Орудий». Прежде всего это видно по структуре фильма, которая рассказывает практически одну и ту же историю с перспектив нескольких персонажей, в итоге складывая всё в единую, хитросплетённую картину. В обоих случаях связь между героями и их приключениями долгое время кажется неочевидной. Однако когда она всё-таки обнаруживается, сюжет начинает играть совершенно иными красками.

Если работу Андерсона и впрямь можно сравнить с цветком магнолии, объединяющим нескольких историй под одним зонтиком, то «Орудия» скорее напоминают клубок ниток, который зрителям предстоит распутать вместе с героями. Так, первые три главы фильма публика знакомится с жителями Мэйбрука — городка, будто сошедшего со страниц Стивена Кинга. В них Креггер фокусируется на элементах, присущих классическим ужасам и триллерам. Однако в последующих трёх историях картина меняет тон повествования, раскрывая все карты и превращаясь в смесь трэш хоррора и комедии. 

Такие жанровые метаморфозы — редкое явление даже для сегодняшних фильмов ужасов. Однако этот переход между столь далёкими жанрами с одной стороны показывает всю многослойность картины, способной вызвать целый спектр противоречащих друг другу эмоций, с другой, вписывается в небольшую фильмографию Креггера. 

Так, постановщик получил первую известность в 2022 году с выходом дебютной картины «Варвар». В этой ленте режиссёр также использовал нелинейное повествование, рассказав одну и ту же историю с трёх разных перспектив. Внедрение каждой последующей перспективы не только полностью меняло отношение зрителя к происходящему на экране, но и прыгало тонально, уходя от изначально классического ужаса про маньяка в доме к более возвышенному хоррору, чтобы в конце напротив прийти в трэш-стилистику с едва ли собранным, но очень увлекательным сюжетом. Нечто подобное происходит и в «Орудиях». Только на этот раз у Креггера увеличился бюджет и амбиции. Вместе с этим прибавилось опыта, отчего режиссёру удалось совместить несколько жанров, не утратив смысл картины. 

Аллюзия на скулшутинг?

Услышав название фильма и краткий синопсис, нетрудно будет догадаться, что «Орудия» — это аллюзия на массовые расстрелы в американских школах. Об этом говорит и сеттинг, и открывающие кадры в стенах школы, и сцены, в которых родители пытаются помочь друг другу справиться с утратой. Параллели становятся совсем уж очевидными, когда один из героев во сне следует за своим сыном, чтобы в конце увидеть дом, над которым парит огромный автомат с надписью 217, отсылающим на время исчезновения детей.

В последнее время хорроры всё чаще используют жанровые тропы, чтобы через них поговорить о травме утраты близкого человека. Буквально этим же летом на экраны вышел «Верни её из мёртвых», поднимавший ту же тему. Однако там, где большинство режиссёров решило сфокусироваться на диалоге о травме, Креггер решает не развивать эту тему, а создать многослойную картину, открытую для интерпретаций. 

Так, один увидит в происходящем аллюзию на скулшутинг. Другой посчитает, что действия антагониста по отношению к детям — это аллегория на пропаганду, которая оказывается наиболее эффективна в детском возрасте. Третий сравнит травму с «орудием», ведь бегущие дети в фильме напоминают самонаводящиеся боеголовки. Схожим образом травма в виде алкоголизма Джастин раскрывается иным образом, когда один из персонажей нападает на неё с бутылкой, буквально превращая проблему в оружие. Наконец, наркоман Джеймс несколько раз использует шприцы в качестве оружия, чтобы спастись от преследований полицейского Пола. 

Множество интерпретаций может быть и у загадочного времени исчезновения 2:17. Так, одни объясняют это число семнадцатью пропавшими детьми и двумя выжившими героями Алексом и Джастин. Другие вслушиваются в интервью Креггера, который использовал «Орудия», чтобы пережить смерть близкого друга, ушедшего из жизни в седьмом месяце двадцать первого года. Третьи вспоминают имя пропавшего ребёнка Мэтью и отсылаются к Евангелие от Матфея 2:17, в которой говорится о резне неповинных детей. В любом случае, такой простор для интерпретаций в жанровом кино говорит лишь об универсальности и многослойности истории Креггера.

Жизнь с родителями алкоголиками

Не самая очевидная интерпретация фильма — это его фокус на алкоголизме. Тема заявляется практически сразу через персонажа Джастин, которая от стресса то и дело отправляется в местные бары и виноводочные. Позже она продолжается через полицейского Пола, пытающегося бросить пить. 

Однако настоящие последствия злоупотребления спиртным скрыты в родителях выжившего мальчика Алекса. Об этом в интервью ScreenRant говорил сам Креггер. По сюжету, отец и мать оказываются жертвами некой дальней родственницы Глэдис, которая вторгается в их дом и делает из них марионеток. Далее родители становятся дисфункциональными и склонными к селфхарму по велению Глэдис. Алексу приходится одному следить за порядком в доме, кормить родителей с ложки и скрывать от окружающего мира ужасы, творящиеся за закрытыми дверьми. Всё доходит до того, что Алекс заклеивает окна газетами, чтобы правда не просочилась во внешний мир. 

В это же время Глэдис ни раз сравнивают с паразитом. В основном сравнения идут визуальные: в ключевой сцене с Алексом в школе на доске крупными буквами написано слово «паразит, а по телевизору директора школы незадолго до прихода Глэдис показывают муравья, чей мозг оказывается отравлен паразитом.  

Как побороть утрату 

Зак Креггер в «Орудиях» побеждает травму утраты самым необычным для жанра образом. Он не говорит пресловутую мысль, что человек должен жить дальше и продолжать находить радости в жизни даже после потери близкого. Вместо этого он заставляет зрителей её ощутить: так, если в начале фильма основной эмоцией публики в зале был страх, то в конце он сменяется на искренний смех от происходящего на экране. Хоррор, пронизывающий кинозал в первой главе растворяется в абсурде последней, отчего аудитория выходит со сеанса вдохновлённой, а не опустошённой. Довести до такого зрителя, дав ему возможность самолично пережить травму, пусть и не свою, это поистине уникальный опыт работы Креггера, решившего пожертвовать классической жанровой структурой ради чего-то большего. Конечно, кого-то из зрителей такой эксперимент может оттолкнуть, но для многих финал «Орудий» может стать самым запоминающимся кино опытом 2025 года. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
У нового K-pop бойз-бенда CORTIS состоялся дебют
Культура
#музыка
У нового K-pop бойз-бенда CORTIS состоялся дебют
Психотерапевт, бойфренд и лучший друг: как мы очеловечиваем искусственный интеллект
Бизнес
#технологии
Психотерапевт, бойфренд и лучший друг: как мы очеловечиваем искусственный интеллект
Что можно увидеть на выставке-ярмарке современного искусства Summer Art Fair?
Город
#события
Что можно увидеть на выставке-ярмарке современного искусства Summer Art Fair?
Қазақ мифінен шабыт алған AL BASTY
Стиль
#мода
Қазақ мифінен шабыт алған AL BASTY
Серик Сапиев снялся в новом сериале «Тренер Аға»
Культура
#кино
Серик Сапиев снялся в новом сериале «Тренер Аға»