Сюжет
Ринтаро Цумуги учиться в Чидори — очень слабой государственной школе для мальчиков. У него множество комплексов: из-за хулиганской внешности пугает окружающих, а сомнительный статус учебного заведения заставляет его сомневаться в собственных интеллектуальных способностях. Более того, он скрывает, что подрабатывает в семейной кондитерской, потому что боится непонимания и насмешек.
Однажды на работе он встречает Каоруко Вагури — очаровательную и скромную старшеклассницу, обожающую сладкую выпечку. Девушка сбегает от Ринтаро, и он решает, что в очередной раз испугал незнакомку. Однако на следующий день Каоруко решает извиниться перед ним. Между подростками завязывается дружба, перетекающая во взаимную симпатию. Но вот незадача: Цумуги узнаёт, что Вагури учится в Кикё — соседней от него элитной школе для девочек, враждующей с Чидори.
Жанровый фантик
Оригинальную мангу нарисовал_а интернет-художни_ца Сака Миками. Как и многие японские веб-иллюстраторы, он_а скрывает свою личность, так что мы даже не знаем его или её пола. Мангака берёт за основу архетипичные романтические произведения: «Ромео и Джульетту» и «Красавицу и чудовище». Он_а использует их жанровые конструкции и образы, зачастую применяя принцип перевёртыша: нарочно ломает ожидания зрителя, двигая отдельные ситуации и сюжет в противоположные общепринятым клише направления.
Подобный приём обычно призван бросать вызов аудитории, однако Миками, наоборот, создаёт зону комфорта: там где отношения должны переживать бурный конфликт, герои избегают его честным разговором и пониманием. Тем не менее, мангака не скрывает архетипичность своих героев, соответствующую европейской сказке, а заглавный конфликт его манги повторяет динамику любовной трагедии Шекспира.
Однако прямые источники вдохновения у Миками совершенно другие: автор_ка вырос_ла на «Атаке титанов» и «Чара — хранители». Именно любовь к последней определила заглавные темы «Благоухающего цветка…» и даже характер героев: по сюжету манги PEACH-PIT главная героиня мечтает стать милой и дружелюбной девушкой, которая модно одевается и не стесняется есть пирожные, то есть буквально точной копией Каоруко.
Отсюда и другие заимствования элементов, присущих сёдзё манге тех лет: неспешный темп повествования, акцент на внутренних конфликтах и взаимоотношениях между героями и излишняя стеснительность персонажей. Не обошлось и без влияния одного из важнейших романтических аниме 21 века — «Торадоры»: например, проблема хулиганской внешности главного героя при всей скромности характера и радикальная разница в росте.
Подобная жанровая подготовка легко объясняется ещё одним фактом из биографии Миками: он_а учил_лась на кафедре манги в университете искусств, благодаря чему понимает допустимые условности и правила жанра. Благодаря этому автор_ка здорово избегает любовных многоугольников, недомолвок и прочих инструментов для создания конфликтов. Следствием подобной простоты и предсказуемости стал довольно низкий порог вхождения, что и послужило главной причиной успеха манги.
Мотивационный привкус
Другая важная причина успеха «Благоухающего цветка…» — демонстрация здоровых отношений между героями. Миками показывает, как любовь и коммуникация могут работать без ярких эмоциональных конфликтов и токсичного поведения. Мангака сам_а признавал_ась, что стремил_ась показать прежде всего положительных героев, которые бы стали ролевыми моделями для аудитории. На это безусловно повлиял Сатору Нии, у которого Миками работал_а ассистент_кой над мангой «Ветролом»: у старшего товарища мангака подсмотрел_а как визуальный стиль, так и драматургические элементы.
Поэтому автор_ка выставляет на первый план подростковые, если не общечеловеческие проблемы: комплексы по поводу внешности, гендерные и классовые предрассудки, страх взросления и первая влюблённость. Герои преодолевают их, проговаривая собственные эмоции и чувства с пониманием и принятием. Исключительная положительность не только Ринтаро и Каоруко, но и их друзей, также не лишённых стеснения и неловкости, призвана мотивировать целевую аудиторию манги и аниме стремится к тому же поведению.
Помимо мотивационной, «Благоухающий цветок…» выполняет ещё и эскапистскую функцию. Миками намеренно идеализирует окружающий мир и героев: присутствующие родители, отзывчивые друзья, здоровая любовь. Такие манипуляции зрители уже видели в «Хоримии», «Эта фарфоровая кукла влюбилась» и многих других современных романтических историях. Однако пока одни произведения не стесняются упоминать важные для подростковой жизни события — первый секс, менструация, мастурбация, буллинг — создатели «Благоухающего цветка…» исключают для аудитории любые подобные раздражители и создают эталонный comfort food.
Утопический подсластитель
Проблема «Благоухающего цветка…» не столько в предсказуемости или драматичности, сколько в отсутствии баланса. Миками погружает нас во внутренние конфликты героев, но решает их чересчур наивно: ненависть к себе герои замещают любовью окружающих, внутреннего критика — внешней поддержкой, а недомолвки и разницу мыслей — извинениями и благодарностью. В итоге жанровые условности перестают быть таковыми из-за попыток начать серьёзное обсуждение.
С одной стороны, такой подход отвечает цели автор_ки — мотивировать читателей чаще качественно общаться друг с другом и не стесняться обращаться за помощью и поддержкой. С другой — такая наивность не может стать серьёзным ответом на важные вопросы о самооценке, взрослении и травматическом опыте. Миками как автор_ка тоже понимает это, поэтому пытается решить проблему созданием внешних конфликтов и раскрытием внутренних переживаний второстепенных героев.
Однако он_а сам_а признаёт, что сложно даются напряжённые конфликты и создание враждебной атмосферы. Чувствуется, как мангака неумело и поверхностно показывает вражду между школами и отношения между учениками. Отсюда и постоянное упрощение характеров: например, Субару, лучшая подруга Каоруко, изначально задумывалась высокомерной и эгоистичной, но мангака решил_а сделать акцент на её уязвимости и низкой самооценке, чтобы не делать её негативным персонажем.
«Благоухающий цветок…» будто боится собственной проблематики, но и не может избавиться от неё без потери химии между героями. Миками пытается найти баланс между этими гранями и убедить аудиторию в естественности отношений между главными героями, но это не всегда получается удачно. Ключевую роль в этом играет их невинность и всепоглощающая доброта, в которую поверить уж очень сложно. Они выглядят скорее идеализированным портретом японских школьников, чьи странности и проблемы вызывают скорее умиление, чем ассоциацию или сострадание.
Приторный итог
Возможно режиссёр экранизации Миюки Куроки («Школьная форма Акэби») и студия CloverWorks решат проблему содержания манги более искусными визуальными средствами, чем это делает Сака Миками, использующ_ая достаточно консервативный визуальный язык. Однако уже понятен тон истории, который так подкупил зрителей: создатели избегают каких-либо драматургических или внешних раздражителей, создавая действительно эталонную зону комфорта.
Миками мастерски показывает химию между героями: постепенно сокращает между ними физическую дистанцию, важные моменты выделяет размерами фрейма и игрой со светотенью, добавляет повседневные моменты и отвлечённые разговоры. Таким образом он_а смягчает схематичность и компромиссность собственной истории. Однако это не спасает произведение, ведь упоминать проблемы — не значит исследовать их. А автор_ка занимается именно этим: для него боль героев — лишь форма, а не содержание.