По результатам самого первого исследования о влиянии ИИ-программ на мозговую деятельность выявилось что применение ChatGPT напрямую влияет на способность усваивать информацию и снижает мозговую активность.
Команда учёных из MIT Media Lab и двух других американских университетов, провела исследование, в котором участвовало 54 студента от 18 до 39 лет.
Участников разделили на три группы: первые использовали только ИИ программы (например ChatGPT), вторые использовали только поисковик, а последние должны были писать самостоятельно, без помощи вспомогательных инструментов. Затем их попросили написать эссе на темы по типу: «Является ли более мужественным демонстрировать уязвимость, чем силу?», «Должны ли мы всегда думать, прежде чем говорить?» и другие.
Для проверки мозговой активности во время написания текстов использовалась электроэнцефалография (ЭЭГ).
Исследование длилось четыре месяца. Первые три месяца группы писали эссе, на каждую неделю — разные темы. А на четвёртую неделю двум группам предложили сменить метод: группа ИИ должна была написать эссе своим умом, тем временем как противоположная группа должна была на этот раз воспользоваться ИИ.
В ходе исследования учёные заметили явные отличия в когнитивных нагрузках и вовлечённости каждой группы. Мозговые связи формировались реже в зависимости от внешней поддержки. Группа, использовавшая ChatGPT, показала самый низкий показатель когнитивной активности среди трёх групп. Данная группа испытывала сложность в формулировке мыслей и показала самый низкий уровень мозговой активности. Также они хуже запоминали тексты, которые сами же писали минуту назад.
На четвёртом этапе этой группе потребовалось время чтобы восстановить когнитивные функции тем временем как перешедшие из самостоятельной работы на ИИ повысили свою продуктивность, однако ненадолго.
В заключение учёные заявили, что чрезмерное использование программ большой языковой модели (ИИ-инструменты по типу ChatGPT) в академической сфере влияет на способность студентов обучаться и получать качественные знания.