«Я — КАРТИНКА JPG»: театр как вебкам и анатомия постсоветской квирности 

Премьера «DARK ROOM» в театре ARTиШОК.

«DARK ROOM» — пьеса белорусского драматурга tester98. Пьеса написана на фоне протестов в Беларуси (2020-2021), в её основе документальный материал — интервью с парнем, который зарабатывает деньги по вебкаму и донатит в фонд пострадавших от репрессий режима. Текст организован перформативно — в него интегрированы ссылки на видео, сайты и гугл карты, между которыми можно свободно переключаться. Пьеса на уровне чтения использует механики, характерные для плейбуков и иммерсивных спектаклей, где читатель управляет не просто скоростью чтения, а практически структурой текста.

Тёмная комната

Под бешеный ритм техно я сижу и вглядываюсь в пространство сцены. За невидимой границей пьеса — история одинокого гея из Восточной Европы. Нет рампы, портала или занавеса, но я все равно чувствую, что я «здесь», а спектакль «там». Меня не приглашают «внутрь», как это обычно происходит в рейв-спектаклях. Я заплатил и смотрю на вебкам-исповедь. Смотрю из темноты зала, как смотрит клиент в монитор компьютера. ОН раздевается передо мной. 

Форма спектакля заявлена на афише — рейв-драма. Как и положено в драмтеатре, все элементы действия следуют за текстом пьесы. Но текст, написанный как коллаж — и на уровне нарратива, и на уровне структуры — в спектакле схвачен сразу как единое целое. Все элементы, от прямой речи до ремарок, несутся перед глазами в ритме техно (диджейка Омi Макаренко, звукорёжиссер Олег Жевлаков). Режиссёр и перформер Марк Куклин читает монологи главного героя, актёры (Улжан Алпыспай, Куантай Абдимади) сменяют костюм за костюмом, выводя на сцену череду второплановых персонажей — героев воспоминаний. Видеоряд (Дмитрий Соболев) берёт на себя все визуальные элементы текста, выводя их слой за слоем на экран за спинами актёров. Разные медиумы и скачки между способами актёрского присутствия (от отстранённого чтения, до нарочитой игры) не размыкают историю, а наоборот, позволяют ухватить её, удержать внимание на сквозном нарративе — пути из детского дома в Минске к вебкам студии в Генте. Текст помещен в почти нейтральное пространство (Антон Болкунов) под холодный белый свет (Илья Лошицкий). металлическая мебель, рейлы с одеждой и квадрат белого скотча на полу — пространство не сообщает о себе. Вебкам-студия или танцпол техно клуба — в спектакле это лаборатория наблюдения за телом (телом героя / телом текста).

История перекликается с гей-романистикой в духе Жана Жене: политизированная маргинальность; преступление как форма поэзии… но нельзя сказать, что герой движется по социальной периферии. Гей из детского дома на постсоветском пространстве, усыновлённый обеспеченной европейской семьей — парадокс в том, что мир одновременно выталкивает его (постколониальная квир-идентичность структурирована сразу несколькими уровнями угнетения), и всасывает обратно. Движение по инерции — идёшь, куда скажут, делаешь, что скажут… нет цели, нет желаний, нет устойчивого центра. Только оболочка — «спасибо моему белорусскому папе-алкоголику за гены» — которая втянута в череду рынков. Усыновление детей — это рынок сбыта. Секс — это рынок сбыта. Тело, возникшее в постколонии, названо, упаковано и вырвано — «хотя я говорил, что я фром Репаблик оф Беларус, всем пох, потому что я русский». Тело героя живёт в аду объективации: тоталитарный режим воспринимает тело, как объект; либеральный капитализм воспринимает тело, как объект; мир гей-дейтинга — о, да! — воспринимает тело как объект. 

«Это математика. Важно выстроить стратегию. Подобрать реквизит. выстроить кадр и мизансцену. Это театр.»

ОН отчуждает себя и эксплуатирует образ твинка из Восточной Европы. «Я пользуюсь популярностью, я мечта педофила», — говорит ОН, но слушает Шинейд О’Коннор¹. ОН празднует и отпевает себя — объективированного. ОН видит мир, который сначала выталкивает квир-тела, а потом покупает их. ОН соглашается быть купленным. 

По мере встраивания героя в нормы социального рынка, в спектакле растёт уровень энтропии. «Я» героя распадается. Пьеса говорит от его имени: ЕЩЁ Я; НАВЕРНОЕ Я; МОЙ ГОЛОС; ПОЧТИ Я; Я — КАРТИНКА JPG… объективация достигает пика, герой превращает себя в секс-игрушку, в никнейм, в спортивный костюм. ОН дрочит на камеру и зарабатывает деньги, которые затем переводит в Support for Belarus (Збор дапамогі для ахвяраў рэпрэсій у Беларусі)².

Встреча вместо разрыва

Из переписок в Telegram:

> Кеша:
с точки зрения театральных контекстов, даркрум — комната, где все встретились

> Кеша:
и старый артишок в том числе

> Кеша:
то есть, буквально 

это вообще не производит впечатления прыжка “в сторону от” 

напротив, есть очень много параллелей, которые в диалоге протянуты с большим срезом алматинской театральной и культурной действительности

сильное присутствие драмы, актёрская органика, документальность, коллажная структура, агентная мультимедийная сценография, выход в перформатив, рейв-культура и квир-культура… я зашёл в тёмную комнату, а там все знакомые

> Кеша:
острота разрывов с контекстом и ухода от него в  “современное” и “альтернативное” гораздо меньше, чем острота вписанности работы в контекст 

и это, кстати, делает работу, как мне кажется, очень открытой и доступной

Квир не представлен, он структурирован как ловушка

Драматический театр похож на вебкам сеанс. Текст — замкнутая на себе вещь — играется актёрами по ту сторону рампы. Герой обнажается, а зритель смотрит из темноты и сопереживает. Театр, как и вебкам, — машина по производству эмпатии. На этих рынках покупается доступ к «другому», интимность и чувственная прозрачность. Путь драматического героя традиционно структурирован как поиск себя: история маргинала — это история обретения или гибели. Но вместо ожидаемой интимности спектакль выдает её анатомию. 

Как сказала одна драматургиня, читка — лучший театральный жанр. В отличие от игрового спектакля, здесь текст не разыгрывается, а разворачивается, как объект. Театральная дистанция подчёркнута, а не спрятана. В DARK ROOM «я» героя не присваивается актёром — оно разобрано, утрачено и деконструировано. Вместо чувств — демонстрация структуры, в которой эти чувства становятся предметом купли-продажи. Театр-вебкам не может дать сопричастности, на её месте только демонстрация. Чувство, притуплённое повторением, не проживается, а только циркулирует, и снова искусство падает в пропасть товарного производства идентичностей.

Но, отказываясь от слепого чувствования, спектакль не отказывается от представления. Себя-объективированного он (как и герой пьесы) превращает в оружие, подрывающее порядок изнутри через демонстрацию его логики. И тут театр вырывается из паутины identity policy, и возникает горизонт эмансипации.

Комментируя Канта, философ культуры Олег Аронсон напоминает, что именно «элемент зрелища делает революцию универсальной, а потому подлинно событийной»³.

Спектакль не просит со-чувствовать, не приглашает в «чужой опыт», не пытается на самом деле поместить зрителя в ситуацию исповеди и говорить о боли «от первого лица». Он не работает как свидетельство, но работает как система видимости. Он выносит на сценический рынок механизм угнетения — и тем самым отказывается от эстетики эмпатии в пользу политики демонстрации. 

Вместо этики репрезентации — этика формы. Опыт явлен в отрыве от субъекта, это не свидетельство, и уже даже не документ. На сцене театра история разворачивается не как гей-драма об одиночестве, а как анатомическая карта политической реальности. Пьеса, которая могла бы обещать гей-роман о парне из Восточной Европы, подрывает сам акт купли-продажи опыта и субъектности. Вместо демонстрации субъекта — демонстрация постколониальной меланхолии.

В «Теории собрания» Джудит Батлер (they/them) говорят: квир — это не идентичность, а форма альянса⁴. Я прихожу в театр и сажусь в темноту зала. Я смотрю спектакль, и наконец-то не вижу эстетизированную гомоэротику, которую так любят театральные художники. Я не вижу экзотизации квир-опыта и не вижу низведения этого опыта до частной проблемы одного героя. Я прихожу в театр, и вижу, что меня видят.

Театр

я смотрю спектакль и думаю о дружеской переписке с геем из Риги.

я думаю о том, как мне _______ второй раз за ночь мужчина, с которым мы не сказали друг другу ни слова. 

я думаю о том, как спал на скамейке после бессмысленного механического секса.

я смотрю спектакль, и вспоминаю, как человек ушел мыть руки, узнав, что я — гей.

я думаю о геях, которые хотят носить баленсиагу, и мне не в чем их винить. я тоже хочу. 

я думаю о том, какую популярность могу иметь в гей тусовках берлина, если буду носить спортивки. 

я смотрю на актёра и думаю, что _______ с парнем, на котором был такой же костюм.

в это время мне пишет в хорнете юзер с никнеймом: 👀👅🍆😈. 

я думаю о переписке с геем из Риги, в которой он написал так: 

после прогона мы курим перед входом в театр. на открытке, которую дарит Марк, цитата из пьесы. я читаю:

«Живой рак медленно ползёт по скатерти, и вот-вот упадёт. За ним ползёт такой же рак. Никто не обращает на них внимания.»

я думаю: уже нет. 

Кеша Башинский
Алматы, 2025

¹ Шинейд О’Коннор боролась с систематическим сексуализированным насилием над детьми задолго до того, как его широко осознали в обществе.
² (бел.) Сбор помощи жертвам репрессий в Беларуси.
³ Сборник Teatrum Mundi. Подвижный лексикон. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021.
⁴ Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
Фото Марии Дорошенко.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Интервью Team Spirit — про организацию, киберспорт и Казахстан
Культура
#интернет
Интервью Team Spirit — про организацию, киберспорт и Казахстан
Пэдди Пимблетт – Главный заводила UFC
Ликбез
#истории
Пэдди Пимблетт – Главный заводила UFC
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
Город
#события
12 STOREEZ и ABR открывают два летних пространства в Алматы
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
Город
#события
К лайнапу Park Live Almaty присоединяется Робби Уильямс
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN
Культура
#музыка
«HAPPY BURSTDAY»: мой фанатский текст о новом альбоме SEVENTEEN