2017 — это новый 2007: почему мы ностальгируем

Помните фразы «верните мой 2007-й» и «олдскулы свело»? Если нет, то скорее всего ваш 2007 год прошёл за партой средних и младших классов, а вернуться бы хотелось в 2017 год, когда весь мир обсуждал воскрешение Джона Сноу, мечтал о футболке Гоши Рубчинского и верил, что Джастин и Селена сошлись окончательно.

Разбираемся, почему ностальгия по былым дням никогда не пройдёт, а также рассказываем, что это не слёзы — просто в глаз с периодичностью в десять лет постоянно что-то попадает (или просто идёт дождь).

Есть ощущение, что лет восемь-десять назад цвета были ярче, солнце грело нежнее, а весь мир был готов открыться навстречу. В кинотеатрах показывали «Ла-Ла Ленд» и «Зверополис», Рианна регулярно выпускала новую музыку, а тёплые вечера посвящались охоте на покемонов. В тех же временах осталась лучшая эпоха YouTube, где не существовали TikTok и брейнрот, да и вживую люди предпочитали общаться больше. Жить будто правда было проще.

@joseamiot those pants 😭😭 #2017 #style #musically #pants #school #foryou #foryoupage #relateable ♬ On & On – Cartoon & Jéja & Daniel Levi

 

Всё это, конечно, проделки ностальгии — светлой печали, заставляющей нас хотеть вернуться обратно в прошлое. Впервые введённый в практику в конце 17 века, термин является сочетанием двух греческих слов — «возвращение домой» и «боль». Диагноз с этим названием означал серьёзное расстройство, которым страдали солдаты: тоска по родине была настолько сильной, что те не могли выполнять свои обязанности. Единственным лечением была высылка домой.

Со временем термин приобрёл гораздо более широкое применение, и дом уже символизировал чувство внутреннего комфорта, которое для каждого человека, бесспорно, индивидуально. Значит в этом уравнении «дом» — это то, что приносит радость, и то, что мы любим — иными словами, набор наших увлечений, склонностей, предпочтений. Согласно теории Ашока Янсари, большинство самых ярких воспоминаний создаётся в нашем мозге в период с 15 по 30 лет, потому что именно тогда наиболее активно происходит формирование личности. Следовательно, больше всего мы ностальгируем по этим временам. А так как каждый из нас стремится к счастливому существованию, то и в голове мы склонны прокручивать позитивные эпизоды прошлого.

Юношеские годы поколения Gen Z, рождённого с конца 90-х до середины нулевых, пришлись как раз на период с 2015 по 2018 годы. Многие только учились в средних и старших классах или уже выпускались из школы, впереди ждала неизвестная, но захватывающая молодость, новые знакомства и долгожданная свобода. При этом у многих была возможность рассчитывать на подстраховку в виде еды и крыши над головой. Уже не дети, но пока не взрослые: по-прежнему наивные, всё ещё беззаботные.

I’m twenty, it’s a blessin’ The essence of adolescence leaves my body, now I’m fresh and My physical frame is celebrated ’cause I made it» — Nas, «Life’s a Bitch»

Когда-то незыблемый, мир наших кумиров начал давать трещины. Общество взрослеет, и с ним взрослеют ожидания. Всё чаще на поверхность стали всплывать громкие разоблачения — домогательства, насилие, ложь, финансовые махинации. Одни отказываются признавать свои психические расстройства, другие — исчерпали себя творчески и перестали вдохновлять. Разочарование в тех, кто ещё вчера казался недосягаемым, стало первым ударом по наивной вере детства.

Конец 2019 года ознаменовался новостью, в которую сложно было поверить: в китайском Ухане якобы кто-то сварил летучую мышь, что привело к вспышке инфекции. Сначала — локальная эпидемия, потом — пандемия, охватившая весь мир. COVID-19, поначалу воспринимавшийся как временное неудобство и шанс немного отдохнуть, превратился в глобальный кризис. Изоляция, страх, миллионы жертв — и последствия, с которыми человечество будет жить ещё долго.

Карантин изменил всё. Люди были вынуждены жить взаперти, каждый день узнавая о новых смертях. Мир охватила не только пандемия вируса, но и пандемия депрессии. Изменились ритмы жизни, экономика, культура, общение. Удалённая работа и обучение стали нормой, а вместе с ними в наши жизни глубже проникли цифровые технологии и искусственный интеллект.

Пережитые потрясения отразились и на культуре. Искусство стало мрачнее, предсказуемее. Киноиндустрия предпочла не рисковать: перезапуски, ремейки, адаптации — проверенные формулы вместо новых идей. Искусственный интеллект всё активнее внедряется в творческую сферу, подменяя оригинальность автоматизированным подходом.

Мир, однако, продолжал постепенно приходить в себя. Те, кто учился в разгар пандемии, завершили образование онлайн и вступили во взрослую жизнь в непростое время. Поиск работы, неуверенность в завтрашнем дне, низкие доходы, высокая стоимость жизни — всё это стало новой реальностью вчерашних детей. Забота о здоровье также перестала быть чужой обязанностью: стало ясно, насколько дорого и сложно заботиться о себе в условиях нестабильности.

Ностальгия стала ответной реакцией на этот новый мир. Мы всё чаще вспоминаем детство — время беззаботности, когда нас защищали, а заботы казались далёкими. Мы знаем: назад дороги нет. Но старые фильмы, музыка, фотографии — это мосты, пусть и временные, в ту простую, понятную реальность, где жить было легче.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Новая волна» Ричарда Линклейтера: Годар для самых маленьких
Культура
#кино
«Новая волна» Ричарда Линклейтера: Годар для самых маленьких
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
Культура
#кино
Как тёмная лошадка «Сират» стал самым обсуждаемым фильмом Канн
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Город
#события
В Алматы состоится второй Vinitaly Kazakhstan Roadshow
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?
Культура
#кино
Финикийская схема: Уэс Андерсон уже не тот?
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане
Бизнес
#технологии
Единый QR для всех банков запустят в Казахстане