Сюжет
События фильма разворачиваются на небольшом участке автомобильной трассы государственного значения. Главные герои — пожилая женщина, вместе с внучкой работающая в придорожном киоске, и бездомный старик-алкоголик, живущий неподалёку на улице. В один прекрасный день мужчина решает прекратить свои мучения, уйдя из жизни. Однако все его попытки покончить с собой оборачиваются провалами, предоставляя авторам пространство для комедии.
Когда же герой всё же оказывается близок к смерти, рядом с ним терпит крушение космический корабль (остроумно прозванный стариком «космической клизмой»). Мужчина находит в НЛО живого пришельца без сознания и не придумывает ничего лучше, чем оттащить его в общественный туалет, спрятав на самом дне выгребной ямы. Он пытается доказать знакомым, что действительно столкнулся с внеземной формой жизни, но ему не верит ни пожилая соседка, ни местный полицейский. Жители вообще относятся к нему с пренебрежением, презрительно называя Сасық («вонючка»). Да, мы тоже думали, что Сасық — это пришелец, живущий в туалете.
В итоге наш герой, отвергнутый людьми, обретает настоящего друга в лице пришельца, готового принять мужчину со всеми его недостатками.
Туалетный юмор в семейной комедии
Главная проблема «Sasyq» — это даже не его отталкивающее название или отвратительный синопсис, а несоответствие этих элементов тону повествования фильма. Маркетинговая кампания, слоганом которой стал «добро или де**мо», убеждает, что перед нами трэшовая комедия, а на выходе мы получаем неторопливую историю о принятии себя. Более того, если закрыть глаза на некоторые сцены, то фильм и вовсе можно назвать семейным.
К сожалению, и мерзкие сцены, и завязка с пришельцем, плавающим в фекалиях, в фильме есть и забыть об этом нам никто не даёт. Поэтому медленные пролёты камеры, милые посиделки пожилых героев и поучительный посыл выглядят неуместно. Апогеем несочетаемости двух миров становится сцена, в которой юная внучка играет с инопланетянином, сидя по шею в огромной луже испражнений.
Так, зритель, пришедший на сеанс ради туалетного юмора (в прямом смысле), в итоге оказывается перед семейным, если не детским фильмом. В то же время детей «Sasyq» тоже вряд ли заинтересует. Столь плохо выполненное соединение жанров отталкивает, ведь одним фильм быстро наскучит, а для других так и останется мерзкой, низкосортной комедией.
Хорошая техническая работа
Несмотря на метание между жанрами и непонимание аудитории, «Sasyq» есть за что хвалить. Во-первых, выделяется операторская работа Азамата Дулатова, сначала придающая фильму трагичность в сценах неудачных попыток суицида, а после таинственность в эпизодах с пришельцем. Во-вторых, сам инопланетянин и большая часть спецэффектов (к сожалению, не всех) смотрятся правдоподобно. Сложно вспомнить примеры такой качественной работы с гримом и костюмом в отечественном кино.
Однако визуальный язык картины едва ли сочетается с её сюжетом. Медленное повествование, долгие переходы и подчас отсутствие темпа больше подходят сложному авторскому кино, нежели среднестатистической отечественной комедии. Поэтому наблюдать даже за мерзкими кадрами «Sasyq» на большом экране может быть приятно, но процесс быстро наскучивает. А практически полное отсутствие шуток (все они пошли в трейлер) в сочетании с предсказуемым сюжетом заставляет в очередной раз задуматься о целесообразности просмотра.
Условный и вторичный сюжет
Над сценарием «Sasyq» трудились режиссёр фильма Ерден Телемисов и опытный сценарист Сергей Литовченко, за плечами которого множество успешных проектов. Однако в данном случае сюжет выглядит настолько условно и вторично, насколько это вообще возможно.
Мотивация и бэкграунд каждого персонажа шиты белыми нитками. Главный злодей фильма — типичный аким города, по чьей трассе должен будет проехать кортеж президента (конфликт будто перекочевал из недавнего «Патруль: Последний приказ»). Помогает ему бесхребетный полицейский, который в конце, конечно, обретает забытое чувство справедливости. Желание главного героя покончить с собой связано с проблемами в отношениях с дочкой и потерей жены. Всё это выглядит как очень ленивое сочетание персонажей и поворотов, которое зрители видели сотни раз как в отечественном, так и в иностранном кино. Поэтому финальный посыл выглядит ещё менее убедительно.
Наконец, сюжетно «Sasyq» напоминает сразу два американских фильма про пришельцев. Один — это очевидно «Инопланетянин» Стивена Спилберга, а другой — совершенно неизвестная, но очень милая картина «Джулс» 2023 года. Там тоже во двор одинокого старика приземляется пришелец и помогает ему сблизится с пожилой соседкой. На удивление, в той картине градус безумия выкручен куда сильнее, чем в отечественной.
Вывод
«Sasyq» — это яркий пример фильма, который не знает на кого он нацелен. В попытках продать семейную историю с важным посылом под соусом трэшовой комедии лента оказывается не в состоянии достучаться до хоть какой-то аудитории. Едва проработанные персонажи и очевидный сюжет не сочетаются с проделанной работой операторов, гримёров, художников по костюмам и VFX специалистов. Метание между жанрами и медленный темп повествования так же вредят ленте. В итоге, у создателей получается просто никакое кино, сделанное с любовью, но направленное только на самих себя.