
В лондонской галерее современного искусства Tate Modern посетителей встречает необычный экспонат – точная копия дома детства южнокорейского художника До Хо Су в Сеуле в масштабе 1:1.
«The Genesis Exhibition: Do Ho Suh: Walk the House» — крупнейшая не сегодняшний день персональная институциональная выставка художника До Хо Су в Великобритании, приглашает посетителей пройти сквозь воссозданные в особой технике копии домов, в которых жил художник, и задуматься о том, что для человека значит дом.
До Хо Су родился в Сеуле, учился в США, а с 2016 года живёт в Лондоне. Его работы — это не просто воспоминания о местах, где он жил, а попытка сохранить ощущение дома, которое можно взять с собой. Название выставки «Walk the House» отсылает к традиционному дому «ханок», который можно разобрать и перенести на новое место.
Художник воссоздаёт свои предыдущие дома в Сеуле, Нью-Йорке, Лондоне и других городах в натуральную величину из полупрозрачной ткани. «С годами и временем, которое вы проводите в пространстве, вы проецируете на него свой собственный опыт и энергию, и затем оно становится воспоминанием», — объясняет он, фокусируясь на пространственном опыте, а не на материальных благах.
Архитектура из воспоминаний и мимолётности
Инсталляции выставки построены таким образом, чтобы посетители блуждали среди них, проходя снова и снова по полупрозрачным тканевым коридорам, постоянно возвращаясь от одной точки к другой, тем самым как бы воспроизводя основное свойство памяти – возвращаться назад во времени и заново проживать опыт.
Инсталляция Nest/s (2024), представляет собой лабиринт полупрозрачных коридоров домов, в которых доводилось проживать художнику. Он переосмысливает понимание пространства и говорит: «Я думаю, что в целом мы склонны фокусироваться на пунктах назначения, но эти мосты, которые соединяют эти пункты назначения, мы часто игнорируем, но на самом деле мы проводим большую часть нашего времени в этой переходной стадии».
Одна из центральных инсталляций Perfect Home: London, Horsham, New York, Berlin, Providence, Seoul 2024 расширяет этот диалог, отображая прошлые дома с помощью отпечатков дверных ручек, выключателей и других интимных деталей, которые растворяют границы между прошлым и настоящим.
Его серия Rubbing/Loving, включая Company Housing of Gwangju Theater (2012) и Seoul Home 2013-22, полноразмерные инсталляции дома он обернул в шелковичную бумагу и тщательно обвел графитом, фиксируя тем самым физические следы жилых помещений.
Сложные рисунки нитей и деликатные техники растворения бумаги, такие как Staircase (2016) – трёхмерная структура, которая впоследствии была свернута в красный, жилистый, двухмерный клубок усиливают его интерес к материальности и хрупкости памяти.
Кроме архитектурных моделей из разных материалов и масштабов, со сложными 3D-техниками, на выставке представлены киноработы художника. Так, например, в монументальном фильме Robin Hood Gardens (2018) используется фотограмметрия для сшивания кадров с дрона, снятых внутри здания совета, ожидающего сноса. Это был редкий случай, когда Су документировал как жителей, так и их имущество. Выставка завершается проектом Bridge Project, который продолжает исследование «идеального дома», его социально-политические и экологические аспекты.
Совместно курируемая Набилой Абдель Наби, старшим куратором по международному искусству (Hyundai Tate Research Centre: Transnational), и Диной Ахмадеевой, помощником куратора по международному искусству, Tate Modern, выставка Do Ho Suh: Walk the House является частью более масштабного сотрудничества между Tate и Genesis, знаменующего европейское расширение бренда Genesis Art Initiatives. Инициатива поддерживает учреждения, формирующие культурное наследие по всему миру, включая Genesis Facade Commission в The Met и эту знаковую выставку в Tate Modern, которая будет проходить с 1 мая по 25 октября текущего 2025 года.