«Это борьба за будущее индустрии»: что происходит с «Казаханимацией»?

В конце февраля этого года на странице актёра, режиссёра документального кино и редактора «Казаханимации» Ерлана Төлеутай появился пост, где он рассказал, что руководство «Казахфильма» запретило пропускать его на территорию киностудии. Он отметил, что после европейской премьеры фильма «Әбіл» хотел «разделить победу с коллективом “Казахфильма” и его временным руководством», а также «своими глазами увидеть, что происходит с “Казаханимацией”».

В творческой среде «ходят тревожные слухи» о том, что её планируют перевезти в столицу Казахстана. Одни выступают категорически против этого решения, а другие — активно поддерживают. Но как в действительности может повлиять перевод «Казаханимации» в Астану на индустрию? 

Редакция ‘98mag постаралась разобраться в сложившейся ситуации.

Для справки: 

Творческое объединение (ТО) «Казаханимация» было создано в 2022 году на базе казахстанской киностудии «Казахфильм» им. Шакена Айманова. Цель ТО в том, чтобы сформировать поддержку национальной анимации и проложить дорогу для молодых талантов, предоставив возможности стажировок в иностранных компаниях. 

В том же году было отобрано 20 сценариев, но, по заявлениям сообщества аниматоров «Қазақ анимациясының мәселелері», спустя год было выпущено всего 12 проектов. Кроме концептов персонажей для одного из мультфильмов, размещенных в Instagram ТО, сведений о других проектах нет. На странице «Қазақ анимациясының мәселелері» в Instagram также отмечено, что актуальной информации по производству фильмов и проектов в 2024 году не было. 

 

Ерлан Төлеутай отмечает, что пока он находился на гастролях в Европе, «временное руководство во главе с Омаровым тайно приняли решение [о переводе «Казаханимации» в Астану]». Он назвал это попыткой «уничтожить “Казахфильм”, расчленяя его шаг за шагом», чтобы продать землю киностудии, а перенос ТО — актом мошенничества и предательства культуры, чтобы остановить духовное развитие казахских детей.

Уже на следующий день после публикации поста около «Казахфильма» собрались аниматоры на митинг. Они выражали беспокойство в связи с возможным переездом «Казаханимации» в Астану. Митингующие рассказали изданию ORDA: «Это не забастовка. Причиной нашего собрания стало решение о закрытии в Алматы казахстанского анимационного творческого объединения и его переезде в Астану. Чьё это решение? Айдара Омарова? Или министра Аиды Балаевой, как сказал Айдар Омаров? Мы пришли в поисках ответов на эти вопросы». Они отметили, что не получили никакого заявления от руководства. «Мы же не мусор, чтобы нас выкидывать», — заявила одна митингующая корреспондентам. 

В «Казахфильме» назвали митинг несанкционированным и отметили: «Руководством киностудии были даны разъяснения собравшимся на митинге. По результатам переговоров было принято решение о проведении расширенного собрания с представителями сферы анимации».  

Как прошло собрание? 

Переговоры между руководителями «Казаханимации», Ерланом Төлеутай, бывшим руководителем ТПО «Анимационное кино» Адаем Абельдиновым и Профсоюзом аниматоров Казахстана (ПАК)  и независимыми аниматорами состоялись третьего марта. По словам режиссёра и директора Almaty Animation Festival Аниты Черных, встреча была «напряжённой». 

В Zoom подключилось 100 человек, и я считаю, что каждой группе людей было дано достаточное количество времени, чтобы высказаться и представить свою точку зрения. Наши оппоненты — Адай Абельдинов, Ерлан Төлеутай и другие участники старой администрации — обвиняли представителей Профсоюза Аниматоров Казахстана в том, что мы российские боты. Они призывали выгнать нас с созвона и пока мы массово не начали требовать начала конференции, целый час нам не давали доступ к микрофону», — рассказал режиссёр мультипликации и основатель Профсоюза Аниматоров Казахстана Сергей Деркач.

Продюсер студии КЕМЕ Альберт Асқарұлы отметил, что на собрании «настоящего обсуждения не получилось», а «вместо обмена идеями мы слушали длительные монологи о том, что кроме бывших руководителей “Казаханимации” никого не существует в индустрии». Но это не помешало Профсоюзу обозначить своё видение ситуации. Сергей Деркач рассказал: «За положенное время мы не только озвучили требования для улучшения ситуации с анимацией в Казахстане, но и предоставили данные о цифрах, которые были выделены притесненным аниматорам». Среди них был и нашумевший «Алтын Адам» — мультфильм, создание над которым началось еще пять лет назад. В прокат он выходит уже в этом году. 

За всё время работы поставщиками студии (Dala Animation, Aday Production, Kemel Production и ТОО Render Films) был только один суд в 2023 году, но долги проекта «Алтын Адам» будет закрывать «Казахфильм». Аниматорам, работавшим над проектом, не выплачивали зарплаты. В целом, помимо работы по ночам, своим сотрудникам эти недобросовестные исполнители устраивали дополнительный стресс: зарплату в конверте могли дать, а могли и не дать, чтобы человек “подумал над своим поведением”. За 23 года на производство фильмов выделили 3,5 миллиарда тенге. И это только то, что удалось подсчитать из документов с 2009 по 2018 годы и открытых источников. На предоставленные аргументы и цифры от оппонентов мы получили ответ: “Зачем вы придираетесь? Это же всё мелочи”», – говорит Сергей Деркач

Анита Черных заметила, что это первый случай, когда была создана открытая площадка для диалога представителей разных сторон. «В какой-то степени это сплотило представителей независимой индустрии, ведь они делились опытом работы с “Казаханимацией”», – рассказала она. 

По её словам, независимые специалисты из индустрии требуют полной смены руководства «Казаханимации», потому что те были замечены в коррупционных скандалах, проведении нечестных питчингов. 

В прошлом году объявили питчинг на сценарий для короткого метра. На него дали всего четыре дня. Ну как можно написать что-то за этот срок? Из-за непотизма, коррупции и прочего казахстанская анимация стоит на месте. У нас вообще не было случаев коммерчески успешных мультфильмов — таких, которые бы заработали больше, чем получили. 

Если смотреть на мультфильмы “Казахфильма”, которые выходили с 2013 года, то можно увидеть в титрах одни и те же фамилии. По сути, команда, которая трудится над государственной сферой анимации не меняется уже 12 лет.  Когда люди так долго работают на своих местах, в привычном ритме получают финансирование, хочется любыми аргументами отстоять своё насиженное место», — делится Анита Черных.

О том, как прошёл звонок рассказал и Ерлан Төлеутай у себя на странице: «Против воли коллектива, он назначен одним из новых руководителей “Казаханимации”, которую насильно пытаются перевезти в Астану. Он впервые появился 3 марта 2025 года …. Там он неожиданно объявил себя главой Профсоюза аниматоров [Казахстана]. Мы его не знаем, никогда не видели и не слышали о нём». 

Он также рассказал, что в 2024 году депутат Мажилиса Парламента РК Никита Шаталов, «под влиянием скрытых сил», оказался в экспертном совете Государственного центра поддержки национального кино. «Сговорившись с Иваном Ардашовым и гражданином Кыргызстана Алмасом Кособаевым, он начал план по отделению “Казаханимации” от “Казахфильма” для установления своего контроля», — пишет актёр. Ерлан Төлеутай утверждает, что Никита Шаталов выполняет «задания Кремля», а в Алматы этим занимается Айдар Омаров. «Вот так, уважаемые соотечественники, на ваших глазах перед правительством, Сенатом, Парламентом, прокуратурой, судами, Комитетом национальной безопасности и самим Президентом уничтожается национальное кино и анимация. А казахские чиновники без чести и достоинства закрывают глаза на этот ужас», — пишет он в публикации. 

Всё дело в национализме? 

Режиссёр анимационных фильмов Мейіржан Төлепбайұлы также высказался на тему сложивщейся ситуации: «Почему казахская анимация до сих пор не заняла достойного места? Почему казахская анимация, созданная великим Аменом Хайдаровым, постоянно задыхается в пелёнках?!».

Он отмечает, что «если посмотреть правде в глаза» дело не только в нехватке финансирования, технологий, отсутствии специалистов, коррупции, но в «обесценивании национальных ценностей, духовного кризиса и утраты собственной идентичности». «Причина того, почему отечественная анимация не развивается в том, что в «развитие культуры не вкладывается настоящего желания, искренней преданности», — рассказывает он. 

Режиссёр говорит, что у казахстанских детей есть доступ к российским, американским и японским мультфильмам, а без спроса на национальное искусство аниматорам ничего не остаётся, как переезд за границу или смена профессии. «Чтобы развивать казахскую анимацию, нам нужно духовное единство. Мы должны доверять и поддерживать друг друга. Вместо эгоистичного “Я” нам нужно перейти к “Мы”. Анимация должна стать не только заботой режиссёров, сценаристов и художников, но и всей нации. Потому что это не просто индустрия — это культура, это национальная идеология. Если мы не будем ценить свои культурные достижения, то у нас не будет будущего», пишет Мейіржан Төлепбайұлы. 

Ерлан Төлеутай рассказывает на своей странице Facebook: «Проблема “Казахфильма” и “Казаханимации” начинает приобретать межнациональный характер. И снова тот, кто сознательно разжигает этот конфликт, натравливает аниматоров друг на друга по национальному признаку — Айдар Омаров. Очевидно, что он выполняет заказ скрытых сил. Мы это установим и позже представим вам все доказательства». Он также отметил, что за происходящим «чувствуется присутствие сепаратистских сил» и «затянувшаяся проблема уже движется к межнациональному конфликту». 

Сергей Деркач опровергает эти высказывания: «Наши предложения по реформам в “Казаханимации” были восприняты оппонентами как способ превратить её в филиал “Союзмультфильма”. Однако это не так».

В интервью для ‘98mag он подчёркивает, что члены Профсоюза Аниматоров Казахстана — это не российские иноагенты, а люди, которые родились и выросли в Казахстане. Он отмечает, что в информационном поле происходит путанница, ведь члены ПАК не занимают никаких должностей в «Казаханимации». Они являются участниками индустрии, преподавателями и специалистами, которые трудятся в частных и/или международных студиях. 

Основатель Профсоюза Аниматоров Казахстана считает, что вместо того, чтобы признать проблемы, «оппоненты уводят дискурс в националистическое русло». Также Сергей Деркач считает, что «простые казахстанские граждане из Facebook дезинформированы» и поэтому «поддерживают неконструктивные, эмоционально заряженные и пустые выпады».

Мы видим панику в социальных сетях, запугивания “русскими, которые уничтожают культуру”. Хотя речь идёт о казахстанских специалистах, изучавших родную мифологию и фольклор. Наши оппоненты не предлагали реальных доводов, ограничиваясь эмоциональными заявлениями. Абсурдные обвинения, которые бьют по репутации целых команд. Из-за травли наш коллега потерял работу. Но страдают не только отдельно взятые люди, но и вся индустрия — вместо конструктивного обсуждения проблем аниматоры вынуждены отстаивать свою честь и защищать своё имя», – рассказал Альберт Асқарұлы ‘98mag. 

Как на индустрию может повлиять перевод «Казаханимации» в Астану? 

В “Казахфильме” также нет места и для современного оборудования, а его замена — длительный и дорогостоящий процесс. По примеру России, где модернизация студий обошлась в полтора раза дороже, чем создание новой, можно сделать вывод, что проще начать с нуля. 

Астана уже является центром мультимедийного развития страны. Активно реализуют свой потенциал такие проекты, как Astana Hub и Alem.ai, что является возможностью для “Казаханимации”. Используя эту экосистему она может стать хабом мультимедийного развития, участвуя в разработке не только мультфильмов, но и видеоигр. В Южной Корее анимация и игры дополняют друг друга, принося миллиарды долларов. Например, League of Legends или “Игра в кальмара”. В Казахстане можно создать такую же синергию», — говорит Сергей Деркач. 

Он также отмечает, что астанинский хаб «Казаханимации» может функционировать не как офис, а в формате онлайн-платформы. Это позволит не только снизить расходы, но и привлечь таланты из разных точек Казахстана и мира. «Аниматоры привыкли работать удалённо, этого требует время. Неважно, где будет находится “Казаханимация”, потому что большую роль играют честное и открытое сотрудничество», — делится он с редакцией ‘98mag. 

Альберт Асқарұлы говорит, что даже несмотря на то, что «Казаханимация» была создана в 2022 году, за три года не было представлено никаких заметных результатов — ряд фестивалей прошёл незаметно, а короткометражек в открытом доступе нет. «Инициатива о переносе в Астану связана с желанием сменить руководство и дать возможность молодым, способным продюсерам работать в прозрачных условиях. Это позволит раскрыть творческих потенциал казахстанской анимации», — отмечает продюсер.

К тому же, решение о переводе может значительно ускорить внутренние процессы, что повлияет на сроки производства и выполнения работ. Чтобы улучшить текущие процессы в индустрии, по словам Аниты Черных, «нужно полностью изменить формат того, как работает государственный бюджет в анимации». В 2025 году Министр культуры и информации Аида Балаева рассказала об улучшениях в финансировании работы в киностудии. Теперь 30% от общего объёма заложенного бюджета на фильмы будут направляться напрямую в «Казахфильм», что позволит сделать студию финансово стабильной. 

В первую очередь нужно смотреть на коммерческую сторону анимационной индустрии и привлекать тех специалистов, которые обеспечат свежее видение. Это сможет вывести короткометражки “Казаханимации” на достойный уровень и привлечь иностранных инвесторов. Сейчас деньги выделяются просто для того, чтобы снимали что-то с национальным колоритом. Но чтобы индустрия развивалась должно быть и частное финансирование», — рассказывает Анита Черных

Как считают представители ПАК, важно делать перезапуск существующей концепции «Казаханимации» с участием профессионалов. «В документе, который мы подготовили с предложением о смене руководства, мы отразили идеи открытого рынка, легальных условий труда, чётко прописанных KPI. Анимация в Казахстане должна развиваться в согласии со здоровыми рыночными принципами», — рассказал Альберт Асқарұлы

Анита Черных отметила, что сегодня ничего из вышеперечисленного в индустрии нет, а существующая структура базируется на принципах от 2013 года. 

Требования Профсоюза Аниматоров Казахстана прежде всего включают в себя отсутствие в управляющем аппарате «Казаханимации» людей, которые были связаны с коррупционными скандалами, чётко прописанные критерии успеха для каждого проекта, распределение бюджета на несколько проектов одновременно, прозрачные условия труда и адекватные сроки питчингов и производства. Большая роль уделяется поддержке молодых специалистов и «всех тех, кто хочет творить». 

 

По словам Сергей Деркача, ПАК не считает, что у них есть «конфликт со старым руководством «Казаханимации» и митингующими, называя националистические высказывания и оскорбления чести и достоинства участников Профсоюза Аниматоров Казахстана «попыткой отвлечь внимание от настоящих проблем». 

Нам не обидно, мы просто не хотим чтобы общественность верила в то, что мы российские боты. Это дезинформация. Мы родились и живём в Казахстане не одно поколение. Никакого притеснения казахоязычных режиссёров за требованиями профсоюза не стоит. Многие учителя из нашего профсоюза поддерживают реформы, чтобы у их учеников была индустрия, в которую они могут пойти после завершения обучения», — говорит основатель ПАК. 

В завершении он отметил, что конфликт Адая Абельдинова и его сторонников с Профсоюзом Аниматоров Казахстана — это «отражение борьбы за будущее анимации». Его результатом могут стать как возврат «к прошлому с коррупцией и стагнацией», так и «реформы, направленные на раскрытие потенциала индустрии»

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Объявлены победители III Бишкекского международного кинофестиваля
Культура
#кино
Объявлены победители III Бишкекского международного кинофестиваля
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Культура
#кино
«Дарақы фильмдердің авторлары ойланатын кез келді». Дубляж режиссері Шах-Мұрат Ордабаев
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
Культура
#музыка
Церемония «Грэмми» 2026 объявила новые категории и дату проведения
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
Ликбез
#общество
DARK ALPHA тобынан кетті. Оған не себеп болды?
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон
Культура
#кино
«Материалистка»: любовь в ритме Селин Сон